Бывший СССР

«Вы из тех, кто нагнетает ксенофобию» Кому выгоден раздор между Москвой и Нур-Султаном

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

На минувшей неделе «Российская газета» опубликовала статью министра иностранных дел России Сергея Лаврова, в которой он подвел итоги 29 лет сотрудничества России и независимого Казахстана. Главный месседж публикации состоит в том, что за эти годы двум странам удалось выстроить современную модель межгосударственного взаимодействия. Однако позитивизм статьи Сергея Лаврова не был принят представителями патриотической общественности Казахстана, и все потому, что, касаясь резонансных проявлений ксенофобии в отношении русскоязычных граждан Казахстана, министр указал на то, что эти случаи являются продуктом применения специальных информационных методик, направленных извне и нацеленных на культивирование местечкового национализма и возбуждение русофобии. О том, почему слова российского министра задели казахстанских либералов и каким образом внешние силы пытаются внести раздор между Москвой и Нур-Султаном, — в материале «Ленты.ру».

Удар по тюркскому единству

В статье казахстанской дочерней структуры радио «Свобода» (признано в России иностранным агентом) — «Азаттык» автор приводит реакцию зарубежных СМИ на статью российского министра и в том числе тезис Eurasia Review о том, что Москва подрывает ни много ни мало тюркское единство. Дескать, статья Лаврова опубликована накануне саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Стамбуле неслучайно. «Есть предположения, что Москва может использовать кампанию в СМИ, чтобы оказать давление на Нур-Султан и помешать Казахстану участвовать в формировании Союза тюркских государств под руководством Турции», — приводит радио цитату эксперта Ахаса Тажутова. Правда, как именно, связан тезис Лаврова о «ряде резонансных проявлений ксенофобии в отношении русскоязычных граждан Казахстана» с сотрудничеством тюркоязычных государств, Тажутов не поясняет.

Говорить непосредственно от своего лица «Азаттык» пока не решается — предпочитает предоставлять свою площадку разного рода блогерам и комментаторам «от народа». Например, на статью российского министра иностранных дел ресурс отреагировал постом с провокационным заголовком «Чем ответит Лаврову Ак-Орда?», (Ак-Орда — резиденция президента Казахстана, — прим. «Ленты.ру») Как следствие комментаторы под постом выплеснули все свои русофобские настроения, что называется, от души. Среди тех, что еще можно опубликовать в печати, такие: «Русские у вас еще Южную Сибирь заберут, остальное Китаю, будете в резервациях жить», «Думаю, пора России знать свое место», «Вы россияне больные люди!!! У вас фобия во всех отношениях, вас надо лечить в психиатпической больнице» (орфография авторов сохранена). В Facebook и других социальных сетях можно также найти массу примеров русофобских выпадов, подчерпнутых из публикаций «Азаттыка».

Здание Министерства иностранных дел Казахстана в Нур-Султане

Здание Министерства иностранных дел Казахстана в Нур-Султане

Фото: Daniel Acker / Bloomberg via Getty Images

Однако здесь же можно прочитать и такие высказывания: «Ваше издание — одно из тех, кто и нагнетает ксенофобию. Взять хотя бы ваши тенденциозно подобранные интервью. Вы выбираете наиболее агрессивно настроенных граждан, которых мало интересуют права человека. За кадром вы подтверждаете, и в этом ваша основная мысль: есть только одно в Казахстане право — исключительное право одних диктовать свое видение остальным. И после этого какой вы «Азаттык»? Кто к вам когда обратиться за поддержкой?».

# Цена «Свободы»

Впрочем, такой настрой вполне понятен, если ответить на извечный вопрос «кому выгодно?». А здесь больших расследований проводить не нужно, потому что все лежит на поверхности. Так как «Радио Свобода» и принадлежащий этому СМИ онлайн-медиапроект «Настоящее время» финансируются американским Конгрессом через Агентство США по глобальным медиа. На 2021 год профильный комитет нижней палаты американского парламента рекомендовал выделить для «Радио Свободная Европа��/«Радио Свобода» финансирование выше запланированного уровня. Вместо запрошенных 628 миллионов долларов конгрессмены захотели дать намного больше — 808 миллионов. И так происходит из года в год — в отличие от других государственных структур пропагандисты получают всякий раз больше, чем сами попросили.

По мнению руководителя Центра политэкономических исследований Института нового общества Василия Колташова, спектакль в Конгрессе с ежегодным увеличением средств на содержание Агентства США по глобальным медиа разыгрывается сознательно. Эксперт считает, что главное — показать, что нет ничего более важного, чем Россия в качестве информационного врага, в отношении которого нужно усиливать пропагандистскую работу, особенно на постсоветском пространстве.

По некоторым данным, бюджет казахстанского «Азаттык» составлял в 2019 году 1 миллион 493 тысячи долларов (более 100 тысяч долларов в месяц, что для казахстанского СМИ — очень много, особенно для медиа без широкой аудитории). Однако точно узнать, сколько средств отпускается казахской редакции, не представляется возможным. Эксперты предполагают, что суммы могут быть значительно больше, поскольку в Мюнхене, где находится штаб-квартира радиостанции, в оперативном порядке могут перераспределять деньги в зависимости от политической необходимости. К тому же спецпроекты также финансируются из дополнительных фондов.

Визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Казахстан

Визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Казахстан

Фото: Пресс-служба МИД РФ

Повстанцы или террористы

Радио «Свобода» часто обвиняют в оправдании терроризма (когда он направлен в сторону стран, идейно чуждых пражской редакции), причем создается впечатление, что несмотря на финансирование Конгрессом США, американские законы на редакцию не распространяются. Например, в сентябре 2016 года журналиста телеканала «Настоящее Время» (подразделение «Радио Свобода» СМИ, признанное в России иностранным агентом) Тимура Олевского неожиданно вызвали к руководству с претензией, что он назвал членов «Аль-Каиды» (запрещена в России) террористами, а руководство редакции посчитало, что террористической группировкой ее называть нельзя. «Нет "Аль-Каиды", нет ИГИЛ (запрещена в России) — только повстанцы. Все — повстанцы. И всех их беспощадно убивают ужасные русские бомбы — химические в основном. Объясняешь, что повстанцы — это в современном русском языке более чем позитивное определение. Нет», — вспоминает Тимур Олевский.

Спустя несколько часов после того, как 27 марта 2019 года оперативники ФСБ задержали 20 членов организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» за подготовку теракта в Крыму, одновременно два проекта «Радио Свобода» — «Idel.Реалии» и «Кавказ. Реалии» выступили в поддержку арестованных (в первом материале речь шла об обращении организации «Свободный Идель-Урал» к муфтию Республики Татарстан Камилю Самигуллину, во втором — об осуждении операции со стороны дипломатической службы Евросоюза.

В целенаправленной исламизации контента для Казахстана и засилье пропаганды прямо обвиняет казахскую редакцию «Свободы» ее бывшая журналистка, которая 13 лет сотрудничала с этим изданием и стояла у истоков русскоязычного отдела редакции, Асем Токаева. Она утверждает: на радио «Азаттык» руководство откровенно проталкивает сомнительные темы, несовместимые с журналистской этикой и стандартами профессии. «Идет массовая исламизация контента, — говорит Токаева. — "Хабар" честнее "Азаттык"». Многих журналистов уволили из радиостанции из-за разногласий с руководством, прикрываясь так называемой реорганизацией».

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев

Фото: Andrea Verdelli / Pool / Getty Images

«Как теперь уже бывший редактор русскоязычного сайта "Азаттыка" могу документально подтвердить, что Аббас Джавади (региональный директор центральноазиатских служб "Радио Свобода") часто извращал политику Казахской редакции. Делалось это в ущерб стандартам честной журналистики и правилам самой корпорации», — говорит Асем Токаева. По ее словам, Джавади не раз давал указания редакторам казахской редакции «Радио Свобода», которые противоречат задаче объективно освещать новости без цензуры. Возражавшие против такой практики журналисты, в том числе и я, были уволены под предлогом реорганизации. За последние пять лет таких «реорганизаций» в казахской редакции было даже две, чего не было ни в одной из 25 редакций «Радио Свободы».

То есть, сопоставив деятельность «Азаттыка» с внешним контекстом, можно с высокой долей уверенности заявить о том, что эта редакция — агент влияния в интересах очень определенной идеологии и очень определенной группы стран. То, что она поддерживает любые русофобские начинания, раздувает их, гиперболизирует и превращает в инструмент розни между казахстанцами, — лишь дополнительный маркер. Например, нашумевшие «языковые рейды» были активно поддержаны журналистами радиостанции. Несмотря на то что МВД Казахстана провело проверку видеозаписей, а сам застрельщик процесса блогер Куат Ахметов заявил что в отношении него заведено уголовное дело о разжигании межнациональной розни, радиостанцию это не смутило и она продолжала в красках рассказывать об этих историях в своих публикациях, а Ахметов выставлялся чуть ли не героем. Но главное — абсолютно законные меры правоохранительных органов названы преследованиями. Что лишь подтверждает высказывания бывших сотрудников радиостанции об отсутствии объективной редакционной политики.

Поэтому неудивительно, что в истории со статьей Лаврова именно «Азаттык» начал играть роль провокатора и заставлять депутатов парламента, а также простых граждан Казахстана реагировать на текст, который они явно даже не видели.

Вывеска на здании штаб-квартиры международной радиовещательной организации «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» в Праге

Вывеска на здании штаб-квартиры международной радиовещательной организации «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» в Праге

Фото: Алексей Витвицкий / РИА Новости

Сорос везде

Еще одна организация из числа неоднозначных друзей Казахстана — Фонд Сороса (признан нежелательной организацией на территории России). Одиозная структура, пытавшаяся создать себе на постсоветском пространстве имидж глобального филантропа, занимающегося прежде всего поддержкой демократических ценностей и развитием общественных институтов.

Историки будущего, конечно, досконально изучат роль благотворительных фондов финансиста Джорджа Сороса в раскачивании рынков, но уже сегодня ясно — без помощи армии воспитанных Соросом агентов такие масштабные «операции были бы невозможны. В 1979 году Сорос создал в США благотворительный фонд «Открытое общество» (Open Society Fund), а затем сеть подобных организаций (известны под названием Фонд Сороса), инициирующих и поддерживающих гуманитарные программы и проекты. В разные годы Сорос спонсировал оппозиционные группы в ряде стран, в частности в Восточной Европе, в период, предшествовавший развалу социалистического лагеря, а также при подготовке революции роз в Грузии и Евромайдана на Украине. И это не пустые слова.

Депутат Верховной Рады от украинской оппозиционной платформы «За життя» Виктор Черный, относит к аффилированным с Фондом Сороса политикам 40-45 процентов от правящей партии «Слуга народа», всю партию «Голос» и «Европейскую солидарность» бывшего президента Украины Петра Порошенко, а также отдельно поставленных политиков — в частности, Мустафу Найема и всех остальных «молодых» парламентариев. По словам председателя ОПЗЖ Вадима Рабиновича, «треть фракции Зеленского находится списках "грантоедов" группы Сороса».

Многие политики обвиняют Сороса в создании продолжающегося с 2015 года миграционного кризиса в Европе. Так, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что Сорос хочет наполнить Венгрию мигрантами и уничтожить нацию. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил его в попытках вызвать разногласия между государствами. В 2018 году Венгрия и Турция закрыли представительства «Открытого общества». Ранее деятельность этой организации была объявлена нежелательной в Белоруссии, Узбекистане, а также в России (в России филиал «Открытого общества» и другие созданные фондом Сороса организации работали в 1995-2015 годы, в настоящее время в России организация признана нежелательной). За время своей жизни фонд поддержал только на Украине более 18 тысяч проектов.

Фото: Taylor Weidman / Bloomberg via Getty Images

Открытая работа в Казахстане

Казахстан — одно из немногих постсоветских государств, где фонд Сороса работает без видимых ограничений, а вопросов о целесообразности его деятельности не поднимается. Согласно отчетности фонда, в период с 1995 по 2020 год в Казахстане структурами фонда было потрачено около 100 миллионов долларов.

Фонд Сороса открыто заявляет, что одно из заданий организации — работа с правительствами. «Обеспечение позитивных изменений в государственной политике в конечном итоге является задачей национального правительства, и работа с правительствами, законодателями и государственными служащими во всем мире всегда была частью нашей деятельности», — говорят в фонде Сороса. Основное направление работы общества при этом — демократическое управление и права человека. По данным издания «Рубрика», именно на него выделяется почти треть всех средств фондов — 27 процентов. В бюджете на 2020 год самые большие суммы потрачены на «демократическую практику» — 140,5 миллиона долларов; экономическое управление и прогресс — 136,7 миллиона долларов.

Непосредственная деятельность фонда это подтверждает. Например, исследовательские программы Сороса включают, в том числе, и сбор откровенно разведывательной информации. В частности, в закупках за 2018 год можно обнаружить анализ проводимых закупок квазигосударственного сектора национальных компаний АО «Самрук-Казына» на примере АО «НК «Қазақстан темір жолы». А между прочим, «Самрук-Казына» — это актив, который владеет большей частью национальной экономики.

Организация пыталась вмешиваться, согласно ее же отчетам, и в законотворческую деятельность в Казахстане. Например, фонд предлагал за деньги разработать поправки в Кодекс о недрах РК, связанных с определением, контролем и ответственностью бенефициарных владельцев компаний —недропользователей. То есть иностранная организация занималась лоббизмом, которого в Казахстане нет в законодательстве, а значит, квалифицироваться данная деятельность должна по другим статьям и нормам законодательства.

На этом фоне почти безобидной выглядит «мягкая сила» фонда, который поддерживал и, возможно, продолжает поддерживать всю нынешнюю плеяду оппозиционных казахстанских журналистов, блогеров и медиаменеджеров. Так, если посмотреть отчетность фонда за последние несколько лет, можно найти людей, составляющих костяк нынешней медиатусовки республики, причем немалая часть из них сейчас близка к действующей власти. Например, с Соросом была связана нынешний главред Орда.кз Гульнара Бажкенова (по некоторым данным, она близка к советнику нынешнего президента Ерлану Карину.

Главная цель — поссорить народы

Главной целью всех поддерживаемых США пропагандистских проектов в Казахстане является ментально-психологический отрыв населения республики от России и подрыв позиций России в Центральной Азии, полагает публицист Дмитрий Родионов. По его мнению, ставка, как и в других бывших республиках, делается на молодежь, которая должна быть воспитана на западных ценностях, негативно настроена по отношению к России. «Как достигается последнее, я уже писал на примере создания негативного образа России в связи с эксплуатацией Байконура. Вот еще пример: в 2018-м раскручивалась тема, что Казахстан стал жертвой навязанного Россией дефицита сахара, созданного с помощью российских таможенных пошлин. В частности, эту тему разгоняло издание "Караван-сарай", спонсируемое центральным командованием Вооруженных сил США», — пишет Дмитрий Родионов.

За последние 15 лет общее число НКО в Казахстане значительно выросло: если в 2003 году их было около двух тысяч, то сейчас — 22 тысячи. Примерно 200 неправительственных организаций Казахстана получают иностранное финансирование, 70 процентов средств приходит из США. В настоящее время в Казахстане действуют 53 международные организации, 30 иностранных государственных организаций, 77 зарубежных НКО и фондов. Об этом говорил тогдашний министр общественного развития Казахстана Дархан Калетаев на Гражданском форуме в Нур-Султане.

Заметим, что в канун первой революции в Кыргызстане было сосредоточено более 5 тысяч западных НПО, немалая часть из которых после всех знаковых киргизских событий перебралась в другие страны бывшего Союза. О деятельности иностранных НПО и их роли в смене властей в Киргизии «Лента.ру» подробно писала в октябре 2020 года. НПО Кыргызстана развращены западными деньгами, на которые они делают очередную революцию, а потом проедают полученные деньги. В это же время пришедшие к власти элиты отправляются после этого за деньгами на сей раз в Москву, которые тоже испаряются очень быстро. И все начинается по-новой.

Если посмотреть внимательно на деятельность иностранных организаций в Казахстане, становится ясно: Лавров сказал очень мягко, как подобает дипломату. Фактически в республике действуют иностранные НПО, которые, прикрываясь благими намерениями, занимаются откровенно враждебной пропагандистской и разведывательной деятельностью. Неудивительно, что в России это привело к появлению законодательно закрепленного маркера «иностранный агент», а сами организации были объявлены нежелательными на территории страны. Но в данном случае значение имеет не форма защиты страной своих интересов, а скорее, четкое понимание — эта работа иностранными организациями ведется безостановочно.